Не принадлежность средств жизнеобеспечения определяют общество, а наличие социального типа, имеющего целью и содержанием жизни борьбу без ограничений используемых методов
Для устройства жизни, имеет значение только как кого имеют. Не через что, через общинные притязания, родственные связи, владение человеком как вещью, или владение землёй т.е феодом, или "средства производства". Значение имеет как нами владеют, как используют, а не те формы, предметы, кои считаются принадлежностью привилегированных классов, и через как бы через владение коими (освящённое законами) обеспечивается владение всем прочим (и нами).
Всем прочим. Иначе смысла и толка нет.
Так вот. Прогресс человечества, и его формы, и его схождение к самоуничтожению определяются одним фактором, наличием типа личностей, имеющих обеспечение себе жизни, от предметов первой необходимости до наиболее полной, из возможных, защищённости, главной и, часто, единственной целью. И все прочие части бытия для личностей этого социального типа не имеют значения. В т.ч. ограничения морального и законотворческого порядков.
Личности этого типа владеют всем, уничтожая, в первую очередь, друг друга, себе подобных, своего типа, как конкурентов. Имея человекообразных представителей других типов как средства достижения целей (когда не как ненужное, балласт, мусор).
Личности этого типа не умеют иметь целью общественное благосостояние, гармоничное развитие цивилизации, с сохранением остатков жизни на планете. Все их ресурсы, в т.ч. личные, в т.ч. личные энергии и внимание, и все ресурсы, до которых они могут дотянуться, уходят на борьбу. И кто из них не все ресурсы тратит на борьбу, проигрывает конкурентам (своего же типа, мы его обозначили как тип 1).
Это деление на типы не взято из пальца теорий, а есть формализация простой фиксации жизненных реалий.
Есть творцы. Тип 2. Они имеют целью, и кайфом, и счастьем и наполнением, контентом жизни творить. Новое. Они творят, но не могут использовать своё творчество, и что бы то ни было, в реальную полноценную пользу себе, не обеспечивая себе ни полного жизненного цикла, никаким управлением другими ресурсами (в т.ч. человеческими), живя на то, что падает им со стола, из системы, строимой и управляемой типом 1.
Тип 3. Растения. Ничего не меняют, не создают нового, разве мелким, случайным и ими самими далеко не самым желанным способом. Радость их - во вторении, повторяющихся неизменных прелестей (в т.ч. в повторении неизменяемых, давно прочно усвоенных навыков и методов труда, возобновления производства неизменяемых предметов, подобно растениями хлорофилла, других химических соединений). Воздух, солнышко, ландшафты, природа и мирские, плотские и некоторые неизменяемые наборы духовных прелестей. За годы неизменного, в главных чертах, существования растения, как и должно растениям, нарабатывают отшлифованные течением времени, объектов в нём (вод и камней) гладкие, гармоничные, взаимосоответствующие прекрасные формы.
Тип 4 проявляется в редкие периоды слома систем, когда тип 1 настолько израсходовал ресурсы на взаимоуничтожающую и всё истощающую борьбу ради борьбы, ради бесконечной череды побед в ней, что общество (и природа) приходит в упадок, разорение и уничтожение, и тип 4 возникает как временная, частично удачная попытка соединения социальных устремлений типа 2 (скорее, чаяний и мечтаний, согласно малой степени деловитости типа 2), с его же творческими потугами, и деловых качеств, умения действовать, в.т.ч. защищать себя и свои обретения и дела, присущие типу 1 (качества). Но тип 4 имеет непомерно бОльшие, чем тип 1, задачи, и перенапрягается, в попытке достичь их. При этом тип 4 не имеет всеядности, вседозволенности, безграничности в средствах типа 1, и проигрывает, не умея ни противодействовать, ни видеть, ни предусматривать нелегитимные (недопустимые, с позиций типа 4) действия, постоянно применяемые типом 1. Таким образом, деятели 4-го типа быстро проигрывают, до полного их уничтожения, типу 1, обходимые им на любых этапах и, особенно, когда если тип 4 временно победит и начнёт вести общество к развитию всех его сторон в гармонии. Тут уж тип 1 сладко (потому что с очень малым противодействием, т.к. тип 4 вовсю, после одержания победы, занят непомерно громадными проблемами счастливого гармоничного обустройства общества, всех в нём, развитием всего, и ему, типу 4, уже совершенно не до борьбы с разными там типами 1, с их происками, жуткими намерениями, планами и действиями) пробирается к браздам и, умерщвляя тип 4 на каждом шагу, под вывесками типа 4, на время вывески-лозунги пригождаются (как и всегда тип 1, для типов прочих, использует вывески морали, добра, законности и т.п.). И тип 1, единственный, могущий долговременно вести общество, определяя его алгоритмы и структуры, ведёт нас всех к дальнейшему схождению живыми в ад.